Роберт Кочарян высказался.(обзор)

Posted: 09.02.2011 by Artavay in Армения, Интересное, Криминал, Политика,Экономика и Финансы

Роберт Кочарян  поделился своими мыслями с информационным агентством Медиамакс.
Между тем, весьма любопытно, что общаться с обществом Кочарян предпочитает исключительно через это агентство, ну а остальных, по всей видимости, он намерен засудить, дабы обеспечить собственное житие. Но это так, к слову.
Есть предположение,что Серж Саргсян отнял у Кочаряна даже провластные информационные агентства и СМИ. Однако, очередное интервью Роберта Кочаряна Медиамаксу, кажется, содержит весьма прозрачный и недвусмысленный намек о том, что Серж Саргсян ничего и не отнимал, а именно получил из рук в руки, прямо от него, Роберта Кочаряна, непосредственно, и все остается под его же, именно Кочаряна, контролем.
“…предвыборный список РПА в 2003 и 2007 годах был составлен при моем непосредственном участии – поименно”, “…многим успешным руководителям исполнительной власти я посоветовал вступить в ряды РПА, для укрепления внутреннего кадрового потенциала последней. Кстати, многие из них сегодня – в руководящих органах партии. Это был обычный политический процесс, который только укрепил Республиканскую партию. РПА была воодушевлена этим предложением”, — говорит Роберт Кочарян.
Таким образом, совершенно очевидно, что он пытается показать, что настоящим хозяином положения в РПА является именно он, и что в руководящих органах РПА находятся люди, которых назначил именно он. Насколько это утверждение является правдивым, и если оно таковым является, то продолжают ли хранить верность Кочаряну назначенные им же люди, или уже переквалифицировались в “людей Сержа Саргсяна” – все это не столь важно сейчас. Важным является то обстоятельство, что Роберт Кочарян, фактически, решил ни в коем случае не давать покоя Сержу Саргсяну, постоянно подвергать сомнению и сеять сомнение по поводу власти последнего, систематически подсеивать сомнение и неуверенность в самой системе власти.  Спикер Парламента Овик Абрамян днём раньше посоветовал своему куму Гагику Царукяну, чтобы на президентскиx выбораx 2013 года тот поддержал Сержа Саргсяна. А такой совет дал он, безусловно, исxодя не из заботливости к куму. Таким образом, Овик Абраамян, по всей вероятности, проявляет заботливость по отношению именно к самому себе. По-видимому, тот факт, что он является кумом Г. Царукяна, ставит его в весьма неловкое положение перед властью. Он понимает, что если не поддержит Сержа Саргсяна, то его ждет печальная перспектива, тем более, что в последнее время не только участились слухи о том, что роль Овика Абраамяна в иерархии РПА слабеет, но и события стали свидетельствовать об этом.
Например, на тожестве ко дню Армии, Овик Абраамян не сидел рядом с С. Саргсяном. НС пояснило, что он ушел в отпуск. Но самое парадоксальное то, что он ушел в отпуск именно тогда, когда ему выдалась возможность показаться в обществе рядом с С. Саргсяном, дабы поставить точку над высказываниями об ослаблении его роли. Но вместо того, чтоб использовать эту возможность — он встает и уxодит.Таким образом, понимая что в случае, если он не поддержит С. Саргсяна — последствия могут быть достаточно неприятными, Овик Абраамян также осознает, что окажется не в лучшей ситуации, если вдруг его кум Гагик Царукян, все-таки, решит не поддержать С. Саргсяна на президентскиx выбораx 2013 года.
Очевидно, что власть пытается оказать моральное давление на Абраамяна при помощи кумовской связи Царукян-Абраамян, постоянно обвиняя его в том, что его кум, так сказать, из противоположного лагеря. Но даже если и власть ничего не сделает по этому поводу, то Овик Абраамян, кто хорошо знает логику и традиции властей, почти уверен, что если Г. Царукян не поддержит С. Саргсяна, то С. Саргсян потеряет доверие к О. Абраамяну тоже, и вечно будет подозревать его в “преступном сговоре” с кумом-Царукяном.
Но серьезна ли опасность или перспектива того, что Царукян не поддержит С. Саргсяна? В таком случае возникает вопрос – а кого же он поддержит? Кажется, нет логического ответа на этот вопрос. Сам Царукян не имеет шансов на пост президента, если его конкурентом будет С. Саргсян.
Кажется, остается 2 логичных варианта – или он поддержит кандидата оппозиции, или же Роберта Кочаряна. Но выставит ли Р. Кочарян свою кандидатуру? Пока что нет такиx оснований, но в последнее время события стали развиваться довольно неожиданно, и не исключено, что общество Армении станет свидетелем такиx неожиданныx событий. Но Роберт Кочарян тоже не имеет шансы, если свою кандидатуру выдвигает С. Саргсян.
В этом смысле, более допустимо то, что Кочарян пропустит следующие выборы и попытается подготовиться к тем выборам, когда С. Саргсян уже не будет мешать ему в качестве кандидата. То есть Кочарян сейчас будет работать не против Саргсяна, а против всеx его возможныx наследников, чтобы не сформировался сильный наследник, и Серж Саргсян вынужденно встанет перед дефицитом кандидатов на роль преемника и обратится за помощью к Кочаряну. А для С. Саргсяна такая перспектива нежелательна, поскольку, уступая свою должность Кочаряну, он больше уже никогда не вернет ее, потому что Кочарян не выберет одного и того же наследника второй раз. Более того, С. Саргсян не сможет у «второго» Р. Кочаряна иметь свой прежний статус «первого» С. Саргсяна.
Вот почему ослабление Р. Кочаряна и всего того, что поможет ему вернуться в политику – является стратегическим вопросом для Сержа Саргсяна, а РПА и Г. Царукян смогут поспособствовать тому. Но это не значит, что они сейчас прямо этим и занимаются. На самом деле сейчас Царукян пытается помочь самому себе и, отказываясь поддержать С. Саргсяна, пока что старается всего лишь обеспечить для себя поле для маневра к парламентским выборам 2012 года, урвав по возможности большую долю у Сержа Саргсяна . Но почти несомненно, что в конце Царукян поддержит именно С. Саргсяна, когда в 2013 году получит то, чего xочет, и поэтому говорит, что не поддержит С. Саргсяна. То есть, он для этого добивается платы от С. Саргсяна.
Но сможет ли С. Саргсян не заплатить эту цену? Что сделает Царукян, если С. Саргсян вдруг откажется договориться с ним? Xватит ли у Царукяна смелости и гибкости, чтоб стать оппозицией? Он ведь крупный бизнесмен, а в Армении крупные бизнесмены достаточно уязвимы перед налоговыми нападениями, если власть того захочет. Тут уже все законы бессильны — обанкротят, конфискуют и все.
Но опять возникает вопрос – почему в таком случае С. Саргсян пытается договориться с Царукяном, а не просто угрожает и предъявляет ему ультиматум. Тут, конечно же, одной из главных причин является то, что в системе власти есть не только Царукян, на которого не имеет полного влияния Серж Саргсян, и с кем имеет проблемы. Система власти Армении напоминает абстрактную пеструю картину – даже перед носом С. Саргсяна в РПА и прямо в резиденции президента, где несколько команд борются за влияние.
В такиx условияx С. Саргсяну трудно на практике говорить с Царукяном об однозадачных позицияx. При всем этом, Царукян же пытается использовать рознь в окружении Сержа Саргсяна, чтобы воздержаться от поддержки С. Саргсяна. Во избежание того, чтобы подешевке «продать» заявление об однозначной поддержке С. Саргсяна.Поистине  «хитовым» событием внутриполитической жизни Армении сегодня стало это интервью, в котором Кочарян так же  обратился к известному заявлению Гагика Царукяна. Как известно, несколько дней назад Царукян заявил, что если бы Кочарян захотел, то во время своего президентства возглавил бы Республиканскую партию Армении. В ответ на это заявление последовала бурная атака республиканцев, в результате чего Царукян был вынужден раскаяться в эфире собственной телекомпании “Кентрон” с заверениями, что и в мыслях не имел оскорблять республиканцев, тем более руководителя их партии Сержа Саргсяна.
И вот, в ходе вчерашнего интервью Роберт Кочарян, фактически, подтверждает слова Гагика Царукяна и заявляет, что, мол, если бы захотел, то непременно возглавил бы составляющую большинство РПА. Кроме того, Кочарян заявляет, что в 2003-ем и 2007-ом списки РПА поименно составлялись с его веления, а также именно он, призывая должностных лиц вступить в ряды РПА, укрепил кадровый потенциал партии. Иными словами, Кочарян, по сути, заявил, что вся РПА вместе с самим Серж Саргсяном принадлежит именно ему. Но в тоже время, интервью Кочаряна адресовалось не только РПА и ее руководителю, но и ППА, и особенно ее руководителю, Гагику Царукяну.
По всей видимости, Кочарян весьма недоволен телевизионным раскаянием Гагика Царукяна и решил раскрыть “тему” лично, не полагаясь на Гагика Царукяна, который может в самый ответственный момент отступить, или склониться в раскаянии перед Сержем Саргсяном. Именно поэтому, по всей видимости, Роберт Кочарян и заявил о своем недовольстве по поводу поведения Царукяна, и пытается таким образом взять дело осуществления «антиреспубликанской» тактики в свои руки, видимо, считая данный момент действительно весьма ответственным и решающим, а отступление, соответственно – роковым.
Хотя в этом смысле, у Кочаряна тоже полно своих проблем, ибо после того, как он оставил свой президентский пост, это очередная попытка инициировать некий политический процесс, вот только после очередного интервью приходится вновь погружаться в очередное же затишье на несколько месяцев, и тем самым вводить в заблуждение своих последователей.
Так что, именно он, Кочарян, и спасовал перед Сержем Саргсяном, причем не один раз, и вполне вероятно, что взяв бразды правления в свои руки, в смысле развития дальнейших событий, Кочарян просто в очередной раз за время своего пост-президентства продемонстрирует в действии известный принцип “шаг вперед, два — назад”.
Совершенно очевидно, что в данном поединке Сержу Саргсяу не удается найти соответствующих приемов для того, чтобы отразить нанесенные ему удары. Он никоим образом не в состоянии закрыть тему Кочаряна. Однако, может быть Серж Саргсян просто не хочет закрывать эту тему?..
Возможно для Сержа Саргсяна эта вызывающая беспокойство и озадаченность тема, тем не менее, имеет и определенную положительную окраску. Пожалуй, Серж Саргсян все еще надеется высветиться на противоречивом фоне Кочаряна, в более выгодном, чем сам Кочарян, свете.
И здесь, окончательный счет игры в значительной степени зависит и от того, что же в сложившейся ситуации сделает оппозиция.Было бы желательно, чтобы Роберт Кочарян, наконец, определился, в каком статусе он видит себя в этой «конкуренции» — участника, наблюдателя или «арбитра». Видимо, он сам пока не определился ни со статусом, ни с форматом, ни с членством в «Процветающей Армении».Возможно, самой партии хотелось бы, чтобы Роберт Кочарян поддержал ее и позволил воспользоваться своим политическим, материальным и кадровым капиталом, но партия не хотела бы, чтобы Кочарян стал ее лидером открыто. В данный момент это было бы нежелательно для партии, поскольку Кочарян пока не имеет достаточного общественного доверия и поддержки международного сообщества.Так что, в смысле участия у Кочаряна явно есть проблема с форматом. Теневое участие рискованно для самого Кочаряна, поскольку пользующиеся его политическим ресурсом силы могут попросту заключить сделку с Сержем Саркисяном в «тени» Кочаряна. Отсутствие де-юре рычагов не позволяет развернуть де-факто теневую деятельность. Видимо, именно поэтому Роберт Кочарян пытается освежить память системы подобными интервью. Дискуссия показывает, что у многих политических деятелей чрезвычайно короткая память, говорит Роберт Кочарян.Если же Роберт Кочарян намерен выступать в роли стороннего наблюдателя, то возникает вопрос, какую ценность может представлять данный статус. Скажем, в 1999 и 2000 годах Кочарян, будучи президентом, заявил, что наблюдает за процессами со стороны. Тогда этот статус был использован максимально эффективно. Возможно, потому, что действующие лица тогда были бездарными. Сейчас этот статус также может сработать – при условии бездарности действующих лиц – Сержа Саркисяна и оппозиции. Хотя не стоит исключать вариант, когда Кочарян может быть полезен как оппозиции, так и Сержу Саркисяну. В любом случае, это напоминает лотерею, в которой Кочарян выиграет, если не выиграют другие.

Роль «арбитра», пожалуй, наиболее вероятная. Чтобы стать арбитром, ему следует заявить, что он является хозяином ситуации. Но Кочарян не может заявить об этом, пока не является хозяином ситуации. Возможно, таковым не является и Серж Саркисян, но при такой неопределенности роль арбитра становится весьма туманной.
По сути, Роберт Кочарян пытается сейчас взять ситуацию в руки или придерживаться методологии, которая применялась в годы его президентства.  Но ситуация изменилась – и общество, и политическое поле, и система власти, и региональные и международные процессы. В этих условиях традиционная методология Кочаряна может не сработать.
Судя по всему, лучшим методом для Кочаряна может стать публичная политика, а не придворные интриги. Если он готов к этому, то может ожидать перспективы. Если нет, то охота может стать пиком его ожиданий. Между тем власти Армении в срочном порядке начали вывоз капиталов из страны. Об этом ArmenianReport  сообщил пожелавший остаться неназванным источник  в банковском секторе страны.По его словам, поводом для такого рода действий стали события в Тунисе и Египте. «Серж Саргсян  крайне встревожен тем, что он может повторить судьбу Бен Али  и потому уже сейчас активно ведет переговоры с руководителями различных государств мира о гарантиях предоставления ему политического убежища в случае революции в Армении.Параллельно, через «послов по особым поручениям» и легальным банковским счетам семьи президента вывозятся денежные средства.Основное направление вывоза —   Россия,США и Грузия. В последней, он, через подставных лиц, активно скупает недвижимость и перенаправляет капиталы в более спокойные страны и на счета членов семье, которые не носят его фамилии. Сумма средств, вывезенных  Сержем Саргсяном из Армении уже перевалила за двести миллионов долларов и поток продолжается», сообщил источник. Такого рода сообщение нуждается в проверке, и мы попытались уточнить его. Оказалось, положение вещей соответствует действительности. Разнились – только цифры средств, которые вывез глава государства из страны. Но, что самое печальное, оказалось, что подобные настроения уже спущены сверху вниз по криминально-олигархической вертикали. Это – уже серьезная угроза для безопасности страны, демонстрирующий, сколь сильно власти опасаются народного гнева и сколь не уверены они в том, что этот гнев не вынудит их бежать из страны, оставив тут «честно награбленные» капиталы. Эта опасность приближается по мере приближения даты 1 марта – годовщины кровопролития, в результате чего Серж Саргсян и  пришел к власти. В таком случае, становится очевидной причина частых выездов Сержа Саргсяна в Россию. Именно эта страна может предоставить нашему, пока еще действующему, но готовому к бегству, президенту возможность переправить капиталы в оффшоры.Как известно,  только за период с  2000  по 2008 годы из России  незаконным путем было выведено $427 млрд. Так подсчитали в  международной организации Global Financial Integrity.  Вполне логично и то, что помощь в отмывании саргсяновских миллиардов решила предоставить и Грузия. Михаилу Саакашвили сейчас не до выбора средств и партнеров – ему дыры экономике страны нужно латать, дабы самому не стать жертвой социального взрыва с последующей сдачей власти.Но, осознанно или сам того не подозревая, Серж Саргсян лишь ускоряет свое отстранение от власти  тем, что в испуге от событий в арабском мире, решил дать старт вывозу капиталов из страны.Ведь,  и без того критическая ситуация в экономике страны хоть как-то поддерживалась именно за счет местной олигополии, на которую вынуждено  горбатиться население республики. Вывоз капиталов из страны означает приостановку, временную или стремительную, в зависимости от степени развития, работы целого ряда объектов, принадлежащих членам олигархически-криминального режима. А это приведет к резкому увеличению числа безработных в стране. Плюс, еще более стремительно упадут доходы всего населения Армении, ибо предложение в виде рабочих рук  будет превышать предложения  рабочих мест. Будет иметь место падение доходов населения, обесценится драм,  а потеря   покупательной   силы  драма  означает  натурализацию хозяйственных отношений, возвращение к  бартеру, что чревато тем, что первыми на баррикады выйдут жители городов, в  которых куда меньше возможностей для получение в результате бартера продуктов питания.  В целом же,  гиперинфляция  развивается  по  замкнутому  кругу: непредсказуемый бешеный рост цен  ведёт  к  накалу  социальной  атмосферы  в обществе, постоянное отставание уровня заработной платы от реального  уровня цен в прибавок к резкому сокращению рабочих мест вызывает массовое обнищание  людей,  что  в  свою  очередь  способствует разрастанию революционных  настроений. Тех самых настроений, опасаясь которых и вывозит свой капитал из страны Серж Саргсян и его друзья, граждане бандиты и олигархи.  Пока политически активная прослойка общества пытается распознать всю глубину, драматизм и театральность раскола-противостояния «РПА-ППА» (или противостояние «Серж Саргсян-Гагик Царукян»), в действительности намного более серьезная ситуация складывается в лоне самой РПА, где ожидается довольно ожесточенная борьба за право обладания званием “любимого сына” Сержа Саргсяна. Для такой борьбы существуют по крайней мере три ключевых персонажа: глава аппарата Карен Карапетян, председатель НС Овик Абраамян и премьер Тигран Саргсян. Между фигурантами этой троицы, пожалуй, и разыграется соревнование за статус “любимого сына”, а в качестве приза победителю будет вручено почетное право возглавить предвыборный список РПА.
Однако, по всей видимости, дело этим не завершится, и победитель не только заручится титулом «правой руки» Сержа Саргсяна после парламентских выборов 2012 года и президентских выборов 2013 года, но и вовсе возглавит список его прeемников. То есть, на кону – довольно существенная ставка, и борьба за выигрыш, не имеющая той публичности, коей обладает, скажем, противостояние РПА-ППА (Саргсян-Царукян), тем не менее, обещает не уступать в плане накала страстей.Здесь решающим может стать выбор Сержа Саргсяна из числа действующих лиц данной тройки. И, скорее всего, Серж Саргсян еще не скоро объявит о своем окончательном решении. Дело в том, что выделяя сегодня одного из фигурантов, Серж Саргсян неминуемо настроит двух остальных, против своего избранника, и что самое важное – против себя самого. Кроме того, таким образом, он пополнит и укрепит ряды Гагика Царукяна, поскольку эти двое “обиженных” естественным образом переквалифицируются в союзники Царукяна.
Однако здесь существенен уже не столько сам Гагик Царукян, сколько упорно вырисовывающийся за могучей спиной Царукяна Роберт Кочарян. Причем, здесь уже он проглядывается совершенно несущественно, явно или завуалировано, ибо в таком случае у правящей РПА явно всплывает на поверхность одна простая мысль, которая заключается в том, что во времена Кочаряна, уж хотя бы внутри самой партии, не наблюдалось такой “конкуренции” и внутривластная жизнь текла в те годы куда в более стабильном и предсказуемом режиме. И эти размышления во внутривластной среде могут сделать этот зыбкий образ Кочаряна, исподволь виднеющийся за развитием текущей ситуации внутри власти, все более и более видимым и осязаемым, тем более, что все представители власти Армении слеплены “по образу и подобию” последнего. Как всё это отражается на внешней политике?

2454

Геополитический расклад в мире, Евразии, и Южном Кавказе после саммита ОБСЕ в Астане подошел к черте непредсказуемости для руководства Армении. Астана поставила жесткий и жирный крест на комплментарности внешней политики Армении – главным достижении Роберта Кочаряна и Вардана Осканяна.А ведь достижение было большим. Добрососедские отношения с Ираном практически не мешали взаимоотношениям с США, которые упорно считали Армению близким государством и потенциальным стратегическим партнером.Присутствие российских военных баз совмещалось сотрудничеством с НАТО. Хотя внутренняя и внешняя политика были полностью подчинены интересам России, руководство Армении не было столь обезличенным и могло дать знак Западу в доброжелательности и единстве религиозных ценностей. Указанные факторы на сегодня являются лишь историей и пройденной страницей для внешнеполитической ориентации Армении.Уязвимое положение Сержа Саргсяна после выборов 2008 года должны были оставить его в орбите управляемости со стороны его предшественника. Однако стремление быть независимым от второго президента Армении, заставили Сержа Азатовича пойти на послабления во внешней политике – делать тактические шаги, не рассматривая стратегию в качестве основы действий.Местечковость и краткосрочность – так наверно охарактеризуют в будущем внешнюю политику Саргсяна – Налбандяна. «Футбольная дипломатия» и сопутствующее с ней активизация переговорного процесса по Нагорному Карабаху создали условия для Сержа Саргсяна легализовать свое положение в Армении, заполучить внешнеполитическое признание и получить индульгенцию от мировых светил по вопросу убийства 10 мирных граждан 1 марта 2008 года.Цена недальновидной политики велика – Армения уверенно движется по направлению к односторонней внешней политике. Перестановка во внутренних кабинетах, отказ ехать в Лиссабон на саммит НАТО, установление еще большего контроля к экономике Армении со стороны российского капитала, количество визитов в Россию которые больше чем месяцев в году, постепенный, но верный дрейф всеармянских платформ (фонд «Хайастан», Всеармянский Банк и т.д.) в сторону российских армян демонстрирую насколько глубоко Армения заняла позицию в геополитическом раскладе сил.На сегодня действий армянской диаспоры в Европе и США может быть достаточным для того, чтобы руководители этих стран не считали Армению полностью пророссийским элементом. Однако в будущем этого может быть недостаточным, так как откровенные шаги руководства Армении, полу-криминальность людей, которые принимают решения и связка с Россией и отсталым Ираном не позволяют Армении вести эффективную внешнюю политику. Нынешний год может оказаться в этом плане переломным, так как подготовка к парламентским выборам и желание Сержа Саргсяна полностью закрепиться во власти требуют от последнего получения согласия метрополии. По всей вероятности, такое согласие получено, и шашки молодчиков Сержа Азатовича выставлены «нагало» в отношении группы олигархов, которые в определенной степени могут вести собственную, независимую политику.После того как дела с ними будут решены, никто не сможет вести борьбу с С. Саргсяном в плоскости Армении. Но, полная победа во внутренней политике может дорого стоить внешнеполитической расплатой. Активная конфронтация между ОДКБ и НАТО, противостояние между США и выходящей из кризиса Россией после полупровальной «перезагрузки» и победы консервативных республиканцев в выборах Сената США показывают, что позиция Армении не сулит ничего хорошего.История армянского народа явно демонстрирует, что при появлении всего лишь одного покровителя – «гаранта безопасности», если говорить современным языком, чаяния армянского народа становятся всего лишь разменной монетой в большой игре.Политика Сержа Саргсяна ведет Армению к полной узурпации власти со стороны родственной клики президента и к  потере суверенитета во внешней политике. По поведению и шагам Сержа Саргсяна видно, что отступать от своей политики он не собирается и 2011 год станет для Армении годом перелома и отчуждения от альтернативных «покровителей».

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s